
"... Но долг другой, и выше и трудней меня зовет..." Н.И.Некрасов "Русские женщины"
История жен декабристов - это история о многом. О любви, вере, терпении, преодолении. И Долге. Именно так, с большой буквы. Это история о женщинах, для которых слова "в болезни и здравии, в богатстве и бедности" - не пустой звук. Им не зря посвящали поэмы, их биографии описаны в десятках, если не сотнях, книг. И почему - то есть ощущение, что именно благодаря этим женщинам декабристы до сих пор живут в народной памяти.
События 14 декабря 1825 года станут переломными для более чем сотни семей Российской империи. 121 человек: сыновья, братья, кузены, просто друзья семьи, офицеры и гражданские чины, молодые и не очень мужчины окажутся лишены гражданских прав; пятерых казнят, а остальные будут отправлены по местам заключения в крепости и остроги.
23 участника восстания были женаты, но вскоре супруги К.Ф. Рылеева и И.Ю. Поливанова овдовели, первая - после казни мужа, у второй муж скончался в крепости через несколько месяцев заключения. В Сибирь приехали девять венчанных жен и две невесты, остальные по разным причинам это сделать отказались. Кому - то препятствовали родственники, как, например, супругам И.В.Поджио и В.Н Лихарева, родным сестрам, чей отец был видный чиновник ( вот их кузина М.Н.Волконская и тетушка А.И.Давыдова отправились в Сибирь вопреки воле родни). Отказалась от возможности уехать к мужу баронесса Штейнгейль и ее трудно осуждать, потому что на руках у нее было 8 детей от 14-летней дочери до новорожденного сына.
Согласно распоряжению правительства все женщины, последовавшие за мужьями в ссылку, лишались дворянских привилегий и титулов, ограничивались в праве передвижения и переписки, а также распоряжении собственным имуществом. Они не могли взять с собой рожденных ранее детей и не могли покинуть Сибирь даже после смерти мужа. Но все препятствия не могли помешать, и уже спустя год одна за другой в ссылку отправляются княгиня Екатерина Ивановна Трубецкая, княгиня Мария Николаевна Волконская, Александра Григорьевна Муравьева, Полина Гебль (Анненкова), баронесса Анна Васильевна Розен, Александра Ивановна Давыдова, Александра Васильевна Ентальцева, Елизавета Петровна Нарышкина, Наталья Дмитриевна Фонвизина (во втором браке - Пущина), Мария Казимировна Юшневская, Камилла Ле Дантю (Ивашева).
Княгиня Трубецкая Екатерина Ивановна (1800 - 1854)
Одна из трех дочерей, родившихся в семье французского эмигранта на русской службе Жана Лаваля и богатой наследницы Александры Козицкой. Балованная, любимая, умная девушка, не считавшаяся красавицей, но очаровывающая обхождением, выросшая в свете, много путешествовавшая - казалось, что вся ее жизнь будет сплошным путешествием по розовым облакам и радуге. Даже замуж она вышла по взаимной и горячей любви за полковника князя Сергея Петровича Трубецкого. Жених был богат, знатен, не красив, но обаятелен, умен и успешно продвигался по службе. Екатерина знала об участии мужа в тайном обществе и сразу же после его ареста пообещала поехать за ним: "Я, право, чувствую, что жить не смогу без тебя. Я все готова снести с тобою, не буду жалеть ни о чем, когда буду с тобой вместе" - писала она ему в Петропавловскую крепость.
Летом 1826 года Екатерина выезжает в Сибирь. Семья поддержала ее в нелегком решении: снабдили транспортом, припасами и даже сопровождающим - секретарем отца. Осенью она уже была в Иркутске, где в течении нескольких месяцев местный губернатор всячески уговаривал ее вернуться назад в Россию. Княгиня была готова на лишение всех прав, поход по этапу, лишь бы ей было позволено увидеться с мужем. И только в феврале 1827 года встреча произошла. На Благодатском руднике, неподалеку от Нерчинска, начинается новый период жизни.
Из дворца на Английской набережной - в крестьянскую избу, от толпы прислуги и помощников - к самостоятельной уборке и готовке. Екатерина Ивановна жила вместе с Марией Николаевной Волконской, они даже спали вместе - настолько суровыми и холодными были условия проживания. Если честно, то я с трудом представляю, каково было светской даме в глухом сибирском углу, и дело даже не в бытовых трудностях. Невежество, грязь, изоляция, неприязнь со стороны местной администрации - царей и богов в тамошней глухомани. Но Трубецкая не сдавалась: редкие встречи с мужем она компенсировала сидением у острога и переговорами через забор с заключенными, безденежье не мешало ей щедро делиться даже крохами с теми, кто нуждался больше. Не только декабристы, но и простые заключенные называли ее ангелом - хранителем.
Вскоре декабристам смягчили условия существования - перевели в Читу, где случилось чудо. Екатерина, долгие годы лечившаяся от бесплодия на лучших курортах и у знаменитых врачей, вопреки болезням и лишениям родила дочь Александру. Потом, один за другим, появились еще шестеро детей. К сожалению, до взрослых лет дожили лишь трое: Елизавета (позже станет женой П.В.Давыдова - сына декабриста), Зинаида и Иван. Позже Трубецкие примут в свою семью и осиротевших детей М.К.Кюхельбекера. Будни Екатерины Ивановны будут наполнены постоянными хлопотами, потому что в отсутствие учителей именно она займется развитием и образованием детей. Муж ее увлечется садоводством.
В 1845 году произойдет очередное смягчение условий ссылки - Трубецким разрешат поселиться в Иркутске. И тут нужно сказать, что родственники Екатерины все эти годы не забывали про дочь. Ей регулярно писали, присылали вещи и деньги. В Иркутске Трубецкие поселились в собственном доме, купленном на деньги, присланные графиней Лаваль.
Все местные жители любили и уважали Екатерину Ивановну, ставшую центром светской жизни и источником помощи обездоленным. К сожалению, в начале 50-х годов она заболела раком и скончалась в 1854 году. До помилования декабристов оставалось два года. Сергей Петрович с трудом пережил смерть жены. Он даже отказывался уезжать назад в Россию, и только уговоры друзей о том, чтобы обеспечить будущее детям, помогли принять ему нелегкое решение.
Александра Григорьевна Муравьева ( 1804 - 1832)
"Ее красота внешняя равнялась красоте душевной" - писал об Александре А.Е.Розен. Наверное, неудивительно, что увидев юную дочь графа Чернышева, сухарь и педант Никита Муравьев немедленно сделал ей предложение и был полностью и безоговорочно с ней счастлив все немногие отведенные им годы.
Александра была беременна третьим ребенком, когда в поместье ее отца был арестован ее муж. В отличие от Екатерины Трубецкой, она ничего не подозревала - и тем страшнее был удар. На ее руках были больные родители, брат Захар оказался также причастен к восстанию и находился в крепости. Тем не менее, Александра не падает духом. Она прибывает в Петербург и вместе со свекровью начинает хлопоты за Никиту. Постоянные письма и передачи в крепость (в том числе и портрет, опубликованный выше и с которым Муравьев не расставался до конца жизни) помогали поддержать узника. Александра писала: "Мне нечего тебе прощать. В течение трех лет, что я замужем, я не жила в этом мире - я была в раю. Счастье не может быть вечным... Ты знаешь мою безграничную привязанность к тебе..."
Никита Муравьев был осужден на вечные каторжные работы, и вскоре, едва оправившись от родов, оставив детей на попечение свекрови, Александра отправляется в Сибирь. Ей было 23 года. Помимо прочих ценностей, в багаже были спрятаны стихи Пушкина, адресованные декабристам и лично Ивану Пущину. Муравьевы, подобно другим ссыльным, прошли нелегкий путь через Читу и Петровский завод. Заботы о муже настолько поглощали молодую женщину, что на шутливый вопрос о том, кого же она любит больше - бога или Никиту, Муравьева вполне серьезно ответила, "сам Бог не взыщет, что Никитушку она любит больше".
Но несмотря на огромную взаимную любовь, Александре приходилось тяжело. Хрупкая, совершенно неприспособленная к быту, родившая в Сибири троих детей, из которых выжила только дочь Софья, она скончалась в возрасте 28 лет. Никита Муравьев полностью поседел за одну ночь, в возрасте 36 лет. Единственное, что еще как - то удерживало его - заботы о дочери и строительство часовни над могилой умершей Александры, в которой 37 лет будет гореть неугасимая лампада.
Никита Муравьев скончается в 1843 году. Из шестерых детей его до взрослых лет доживут только старшая дочь, Екатерина, и сибирская Ноничка, отправленная к бабушке после смерти отца.
Продолжение следует...